аналитика
Что не так с возвращением "Алых парусов"?
На днях стало известно об очередном возобновлении мюзикла «Алые паруса» в Москве. Осенью, с 11 по 13 октября, в культурном центре «Москвич» пройдет премьерный блок показов спектакля. Эта новость, вопреки ожиданиям, не вызвала должного энтузиазма в индустрии мюзикла, и причина тому — негативный шлейф, который тянется за «Алыми парусами» с 2015 года.
«Ты все поешь, поешь ему, который все не отвечает»
— из либретто мюзикла "Алые паруса"
Дмитрий Калантаров, продюсер мюзикла
В 2015 году продюсер Дмитрий Калантаров организовал масштабные гастроли мюзикла, в результате которых многие артисты и постановочная группа остались без оплаты своего труда. Речь шла не об одном или двух выступлениях, а о работе в режиме 8 спектаклей в неделю в течение 2 месяцев. Долг по зарплате составил, в среднем, 100-200 тысяч рублей каждому. С лета 2015 года продюсер медленно и печально выплачивал людям зарплату небольшими частями, а некоторых и вовсе кормил обещаниями.

Несмотря на то, что у Дмитрия Калантарова не получилось окупить спектакль и заплатить артистам и постановочной группе в 2015 году, в начале 2018 года проекту дали второй шанс — "Алые паруса" возвращаются на деньгах налогоплательщиков.

«Мы не видались никогда, но так устали от разлуки»
— из либретто мюзикла "Алые паруса"
Краткий период эйфории от новости о возвращении любимого проекта на крыльях алых парусов быстро сменился вопросами от участников прошлой версии. Все они сводились, так или иначе, к одному: будут ли выплачены старые долги? Представители мюзикла развеяли надежды, сразу обозначив — левая рука не знает, что делает правая, и новая команда по долгам Калантарова не ответчик.

Отдельно стоит остановиться на риторике участников команды «Алых парусов». Одна часть старательно игнорирует все вопросы кредиторов, другая — рвет на себе рубашку, доказывая, что в этот раз такого точно не случится, третья — агрессивно огрызается на любые упоминания прежних долгов и неприятных историй.

Первым я советую изучить кейсы любых противостояний в социальных сетях между потребителями и компанией — никогда игнорирование проблемы не спасает от ответственности. Наоборот: люди не любят, когда им врут и не отвечают на обоснованную критику. Вторым я желаю поумнеть и понять, что их авторитет, репутацию и жажду показаться значимым руководство проекта использует как разменную монету. Очень мелкую разменную монету. И будет очень грустно в ситуации, когда деньги будут проедены, а позор останется. Третьих, в лице жены композитора Марины Дунаевской, оставившей следующие комментарии к посту одного из обманутых артистов: «Б...дь*, причём здесь "чемодан и старые тапочки»?! Не хотите петь, не пойте! За вас споют, как сумеют! А он**-то причём? Это Москвич взял! Чего вы вы оборались все! Лучше бы пели!» — уже не спасти.

* орфография и пунктуация автора, Марины Дунаевской.
** он — Калантаров.

Можно посочувствовать «новому» продюсеру «Алых парусов», ведь негативный шлейф от прошлого проката никуда не делся, а команда мюзикла явно не умеет работать с репутационным маркетингом. Например, на данный момент у новости о возвращении Парусов 14 репостов, а у поста с разъяснением ситуации от артистов, которым остались должны за прошлую триумфальную реинкарнацию — 23.

«Чтоб разорвать порочный круг, и белый парус сделать алым»
— из либретто мюзикла "Алые паруса"
У мюзикла «Алые паруса» не только захватывающее прошлое, но и интересное будущее. Из высказываний представителей постановки мы узнали, что новая версия ставится за государственные деньги, что спектакль «взял Москвич» и что Калантаров не имеет никакого отношения к возвращению Парусов.

Начинаем проверять информацию с «Москвича». Директор культурного центра Москвич Никита Белоблоцкий пишет на своей странице Фейсбук: «Максим Дунаевский вручил Москвичу партитуру мюзикла "Алые паруса", который будет ставится на сцене культурного центра в сезоне 2018/2019 года. Наша заявка на грант "Открытая сцена" получила поддержку и, благодаря этому, любимый миллионами музыкальный спектакль снова будет идти в столице». Пока все сходится.

Далее смотрим информацию по конкурсу грантов «Открытая сцена». Его проводит департамент культуры города Москвы для «притока молодых кадров», «освоения новых форм театрального дела», «оказания поддержки творческой молодежи» и «расширение свободного сценического пространства для реализации молодежных проектов». По описанию кажется, что грант создан, чтобы вручать их молодым режиссерам, вроде Антона Музыкантского. Среди постановочной команды Алых парусов не очень много молодых людей — хотя, судя по риторике Марины Дунаевской, ей должно быть лет 13.

В январе 2018 года конкурс грантов «Открытая сцена» громко объявлял о приеме заявок. А вот результаты с перечнем получателей грантов автору текста найти не удалось. На официальном сайте их нет, вопреки тому, что в приказе о проведении конкурса четко указано требование публикации итогов до 12 марта 2018 года. Почему-то не хочет департамент культуры Москвы отчитаться перед налогоплательщиками, какие именно молодые дарования получили грант и в каком объеме. Ещё интересно, как директор бюджетной организации (КЦ «Москвич») мог подать заявку, если «участниками конкурса являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации (за исключением государственных казенных учреждений, муниципальных учреждений), и индивидуальные предприниматели»*.

* Информация обновлена, см. далее.
На фото: директор КЦ "Москвич" Никита Белоблоцкий и композитор мюзикла "Алые паруса" Максим Дунаевский
«В любви не бывает рано, в любви не бывает поздно»
— из либретто мюзикла "Алые паруса"
Несмотря на отсутствие официальных результатов* конкурса «Открытая сцена», некоторых из счастливчиков все же можно узнать. Знаете, кто еще получил этот государственный грант на постановку мюзикла в 2018 году? Дмитрий Калантаров с «Маяковским». Информация об этом опубликована в официальном пресс-релизе. У продюсера получился очень успешный год в плане получения грантов. Кстати одним из аргументов добрых людей против негодования обманутых артистов является вера в то, что продюсер заработает на «Маяковском» и «Алых парусах» в Москвиче, и всё отдаст.

Казалось бы, совсем свежая история с банкротством мюзикла «Поймай меня, если сможешь» и его продюсера Александра Козлова достаточно убедительно показала всем, даже далеким от экономики и математики людям — схема «мы продолжаем показы, чтобы расплатиться с долгами» не работает.

Кстати, в 90-е годы, когда финансовая пирамида МММ раздулась до масштабов страны и лопнула, многие вкладчики неистово кричали, что если не мешать развитию «бизнеса», то все получится. Не получится. Интересно, что Сергей Мавроди (Упокой Господи его душу), выйдя из тюрьмы, организовал новую версию МММ. И да, находились люди, которые несли туда деньги. Так и у Алых парусов артисты, не наученные опытом коллег, уже выстраиваются в очередь на кастинг. Они споют — как сумеют.

* Информация обновлена, см. далее.
На фото — артист Антон Деров, один из солистов мюзикла, оставшийся без оплаты своей работы в "Алых парусах"
Информация обновлена спустя неделю после того, как мы написали про грант «Открытая сцена», по которому культурный центр Москвич получил финансирование на возвращение мюзикла «Алые паруса». Ранее на странице конкурса на сайте департамента культуры Москвы не было результатов ни за 2018, ни за 2017 год. С радостью сообщаем, что организаторы проекта по распределению грантов исправились, и всё опубликовали. Исправляемся и мы: руководитель бюджетного учреждения КЦ Москвич Никита Белоблоцкий действительно мог подать заявку на конкурс и выиграть. Что он и сделал. Перечень театральных грантополучателей за 2018 год представлен тут https://www.mos.ru/upload/documents/files/6512/193.pdf. Кроме музыкальных спектаклей там фигурируют 3 мюзикла: «Черви» Владислава Маленко, «Маяковский» Дмитрия Калантарова (заявка подана от некоммерческой организации «Музыкальное сердце театра») и «Алые паруса» Никиты Белоблоцкого. Все они получили по 700-800 тысяч рублей.
автор текста — Наталья Степанова
Made on
Tilda