обзор
Индустрия мюзиклов в сезоне 2017-2018
На улице конец июля, все мюзиклы попрощались со зрителями и закрыли сезоны. Многие компании озвучили свои планы (или их отсутствие) на следующий театральный год. Самое время подвести итоги сезона 2017-2018 для индустрии мюзикла и посмотреть, куда нас всех ведет наш "особый российский путь".
Подводя итоги сезона, мы решили обратиться напрямую к участникам индустрии — действующим сотрудникам мюзиклов Stage Entertainment, Театра Мюзикла, Театра Оперетты, Санкт-Петербургской Музкомедии, а также независимых компаний. Мы постарались соблюсти паритет сторон, дав высказаться всем. К сожалению, не все профессионалы индустрии воспользовались возможностью участия в опросе, но среди тех, кто сделал это, были представители большинства профессий индустрии: продюсеры, менеджеры художественно-постановочной части, звукорежиссеры, стейдж-менеджеры, pr специалисты, пресс-секретари, артисты. В этом материале мы поделимся с вами итогами голосования профессионалов индустрии с комментариями редакции Stage Door Journal, а также погадаем, что нас ждет в будущем с таким настоящим.
Лучший мюзикл сезона
В категории "лучший мюзикл" мы предложили специалистам жанра список постановок, которые более-менее регулярно шли с сентября 2017 по июнь 2018 года: Анна Каренина, Бал Вампиров, Все о Золушке, Граф Монте-Кристо, Гордость и предубеждение, Маяковский, Песчаный словарь, Преступление и наказание, Принцесса цирка, Привидение, Синяя синяя птица, Суини Тодд. Участники опроса могли отметить в качестве лучших любое количество мюзиклов из списка или дописать свой вариант в графе "другое".

Результат
Большинство профессионалов указали в качестве лучшего спектакль "Все о Золушке". На втором месте — "Анна Каренина". Третье место с равным количеством голосов разделили "Бал вампиров", "Преступление и наказание", "Принцесса цирка" и "Привидение". Меньше всего голосов набрали: городской мюзикл "Маяковский" и открытый проект "Песчаный словарь".
Лучшая режиссура
Мы попросили участников опроса назвать только один мюзикл, режиссуру которого они оценивают выше всего. Мы не предлагали выбирать из списка постановок, предоставляя открытый выбор.

Результат
Особым разнообразием мнения не отличались. Голоса примерно равно распределились по мюзиклам "Все о Золушке" (режиссер Олег Глушков), "Суини Тодд" (режиссер Алексей Франдетти), "Бал вампиров" (режиссер Роман Полански), "Преступление и наказание" (режиссер Андрей Кончаловский).
Лучшая музыка
Выбор постановки с лучшей музыкой, как и все последующие категории творцов, был открытым. Назвать можно было только один мюзикл.

Результат
Всего три проекта получили множественное число голосов. Среди них абсолютное большинство —"Бал вампиров" (Джим Стейнман). За ним следуют мюзиклы "Принцесса цирка" (Имре Кальман) и "Преступление и наказание" (Эдуард Артемьев).
Лучшее либретто
Мы попросили участников, профессионалов рынка, отдельно назвать лучшее, на их взгляд, оригинальное либретто (написанное с нуля) и перевод текста лицензионного спектакля.

Результат
Однозначный лидер голосования в номинации "лучшее оригинальное либретто" — ныне замороженный проект "Все о Золушке" (Сергей Плотов). Среди переводных текстов высокие оценки получили авторы русского либретто "Бала вампиров" (Сусанна Цирюк), "Суини Тодда" (Алексей Франдетти, Евгения Беркович) и "Привидения" (Алексей Иващенко).
Лучшая хореография
Результат

Больше всего профессионалам нравится хореография в мюзикле "Бал вампиров" (Деннис Каллахан). Следом идет "Все о Золушке" (Наталья Терехова). 3 место: "Принцесса цирка" (Женевьев Дорион-Купаль) и "Анна Каренина" (Ирина Корнеева).
Лучшее художественное оформление
Мы не стали разделять работу художника-постановщика, художника по свету, по костюмам, реквизиту, парикам и гриму и попросили экспертов отметить один мюзикл с самым красивым визуальным оформлением.

Результат

Три явных лидера в этой категории: "Все о Золушке", "Бал вампиров" и "Анна Каренина".
Лучший артист в главной роли
Во второй части опроса мы попросили профессионалов индустрии назвать имена артистов, чьи роли в мюзиклах сезона получились особенно удачными. Каждый мог назвать не более 3 имен в каждой категории: мужская и женская главная роль и аналогично — характерная.

Результат

Среди исполнителей заглавных ролей участники выделили Стаса Беляева за роль мистера Дарси в мюзикле "Гордость и предубеждение" (кроме того, у этого же артиста была отмечена роль Карла в "Привидении"), Петра Маркина за Суини Тодда, Александра Казьмина как Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" и Ивана Ожогина, графа фон Кролока в мюзикле "Бал вампиров".
Лучшая актриса в главной роли
В этой категории нам пришлось аннулировать высокий результат двух исполнительниц из "Все о Золушке", Оксаны Костецкой и Елены Моисеевой, по формальным признакам — их персонажи, хоть и блестяще сыгранные, не являются главными ролями мюзикла.

Результат

Наибольшее количество высоких оценок получили Ольга Беляева за роль Анны Карениной в одноименном мюзикле и Елена Газаева, сыгравшая Мерседес в постановке "Граф Монте-Кристо".
Лучший артист в характерной роли
Результат

Наши эксперты отметили работы ряда артистов: Марат Абдрахимов (Пуассон, "Принцесса цирка"), Алексей Колган (Каролина Бонвиль, "Принцесса цирка"), Андрей Вальц (Лесничий, "Все о Золушке"), Александр Суханов (Шагал, "Бал вампиров"), Антон Аносов (старуха-процентщица, "Преступление и наказание"), Кирилл Гордеев (Герберт, "Бал вампиров").
Лучшая актриса в характерной роли
Результат

Наибольшее количество упоминаний получили актрисы Оксана Костецкая (Крестная, "Все о Золушке"), Елена Моисеева (Мачеха, "Все о Золушке") и Екатерина Новоселова (Мари Латуш, "Принцесса цирка").
Оценка сезона
В конце мы попросили специалистов индустрии оценить общий уровень качества мюзиклов сезона 2017-2018 года по 10-бальной шкале.
Минимальная оценка, поставленная участником опроса.
Средняя оценка качества постановок сезона составила 7,3 балла.
Максимальная оценка, поставленная участником опроса.
Также, в качестве необязательно вопроса, мы предложили профессионалам отрасли написать комментарий на тему прошедшего сезона в индустрии мюзикла. Вот один из полученных комментариев.
К сожалению, индустрия пока так и не сложилась. По-прежнему не хватает качественной системы проката, профессионального менеджмента. Катастрофическое отсутствие режиссеров в жанре, ровным счетом также как и отсутствие профессиональных саунд-дизайнеров и звукорежиссеров. Также не хватает внятной системы обучения артистов мюзиклов (собственно она и не появится, пока нет рынка. Про наборы в ГИТИСе - без комментариев). Постпродакшн постановок ведется по привычному российскому принципу "как смогли, так смогли". "Стейдж Энтертейнмент" далеко не идеален, в особенности с творческой точки зрения: зачастую плохая адаптация материала, скучный перевод и как следствие - в целом, просто средняя туринговая постановка. Но сам навык работы, полученный от иностранной команды постановщиков, качественный музыкальный материал, отлаженный постпродакшн - все это был определенно высокий уровень работы, как показатель настоящей индустрии. С сегодняшней ситуацией Стейджа все стало совсем печально. Не будет Стейджа - россйский рынок музыкальных постановок просто вымрет под натиском клонов Графа Монте-Кристо. Я ни в коем случае не против продукта Болонина/Тартаковского и Швыдкого. Должно быть все, а зритель сам уже выберет. Но нужны новые проекты, нужна конкурентоспособная среда, необходимы располагающие финансовые условия для создания рынка качественных постановок. Очень слабо верю, что это когда-нибудь произойдет, но все же продолжаю надеяться.
Настоящее и будущее
Чтобы на основе итогов сезона сделать прогноз на будущее, мы обратились к телеграм-каналам, которые пишут про мюзиклы в России. Как и в случае с профессионалами индустрии, ответили нам не все. Но 2 канала, которые сделали это, по случайному совпадению демонстрируют абсолютный плюрализм мнений. Публикуем их размышления о былом и думах, с полным сохранением авторского текста.
Белтовед: t.me/beltoved

Дело за малым: завтра стать лучше, чем сегодня

Наша с вами мюзикловая раша в целом очень похожа на всю остальную рашу. Параллельно умудряются существовать проекты, торжественно именуемые мюзиклами, которые вызывают абсолютно полярные эмоции – от стыда и отвращения до немого восхищения и гордости. И если к совместной работе с заморскими мастерами жанра вопросы чаще сугубо технического характера, то вот русскую постановочную душу мотает по полной программе.

Конечно, отрицать развитие нельзя. Свое что-то там пишется. Пытается. Западный материал адаптируется и ставится. Тоже пытается. Ну, в общем, смотришь, а жанр хоть на коленочках, но стоит достаточно уверенно. В глазах уже гораздо большего количества людей появляются какие-то цветные образы при использовании слова «мюзикл». Это ли не признак успеха?

А впереди нас ждет только светлое будущее. Будущее, где не будет сделок с творческой совестью, где за дело будут браться страстные перфекционисты, а подрастающее поколение наконец-то сменит людей, попавших в жанр по объявлению. Дело за малым – завтра стать еще лучше, чем сегодня.
Богачёв позвонит: t.me/bogachevwillcall

Нас ждет сплошное болото

Так вышло, что тренд на импортозамещение, заданный российским государством в 2014 году, в 2018 году добрался до индустрии мюзикла. Конечно, привозные лицензионные постановки и зарубежных продюсеров никто (пока) не запрещал, но нет никаких сомнений в том, что уход с рынка (пока временный) крупного зарубежного игрока — это результат негативных явлений, происходящих в России в последние годы. За все время, что Стейдж Энтертейнмент работала на российском рынке, так и не были созданы условия для развития, не построено ни одного театрального зала, отвечающего современным требованиям, не создано ни одной инициативы, поощряющей работу коммерческих постановок, ни одному частному продюсеру не удалось, заявляя постановки высокого уровня, просуществовать хоть какой-либо значимый срок.

Проблемы с МДМ привели к заморозке в конце этого сезона деятельности Стейдж Энтертейнмент в Москве. Другой подходящей по всем параметрам площадки пока не существует. В этом сезоне также продолжился спад продаж у всех игроков. Отсутсвие объективных данных о результатах деятельности не позволяет провести значимое сравнение, но данные из различных источников свидетельствуют о том, что продажи у всех основных продюсеров оставались на довольно низком уровне. Возможно, хуже всех пришлось именно «Привидению» Стейдж Энтертейнмент. Однако творческие претензии к постановке вряд ли можно считать основным фактором низкого спроса. К сожалению, нет никаких предпосылок к тому, чтобы этот тренд переменился в следующем сезоне, что может привести к закрытию дорогостоящих (в сравнении с репертуарными спектаклями) мюзиклов в гостеатрах и невозвращению Стейдж Энтертейнмент.

2017/2018 стал вторым сезоном блокового проката мюзикла «Анна Каренина». Долгое время Театру оперетты удавалось сохранять аншлаги на показах, но ко второй половине этого сезона «Каренину» тоже постигло снижение зрительского интереса. В течение нескольких месяцев «Анна Каренина» выглядела лидером проката, а в каких-то публикациях даже называлась любимым проектом зрителей. Однако, голосование профессионалов жанра выявило категорическое несогласие с этим мнением. Этот результат свидетельствует о том, что Театр оперетты, к сожалению, в создании спектаклей для большого проката продолжает прибегать к использованию «дешевых» приёмов для массового зрителя и отодвигает далеко на второй план художественную ценность произведения. Выработанная и обкатанная годы назад формула создания попсовых шоу продолжает применяться с минимальными отклонениями от первоначального результата. Тем смешнее выглядит грядущее возвращение на несколько дней перед каждым блоком «Карениной» первого образца поп-блокбастера «Монте-Кристо». Держу пари, если одному и тому же среднестатистическому зрителю показать сначала один спектакль, потом другой, то разницы он не заметит.

Как итог — «Анна Каренина» осталась не признана профессионалами, работающими в жанре, не одержав победу ни в одной номинации, кроме сценического дизайна.

Другой интересный результат голосования — ни одно шоу, созданное в последний год, не смогло обойти в соревновании «ветерана» столичной сцены — мюзикл «Всё о Золушке». Смелые творческие эксперименты, проведённые постановщикам этого мюзикла, по-прежнему вызывают уважение и восхищение в профессиональной среде. Пожалуй, это действительно лучший оригинальный российский спектакль. Однако операционные решения Театра Мюзикла фактически свели на нет дальнейшие попытки смелого творчества в этом пространстве. В театре сделали ставку на беспроигрышный среди бабушек вариант — возобновленное ревю «Жизнь прекрасна». Но бабушки не покупают билеты (дороже 300 рублей). Ну и всем одновременно понятно, что все затевается для того, чтобы целый сезон громко отмечать юбилей художественного руководителя театра Михаила Швыдкого.

Печальный итог сезона: в России перестаёт работать система ежедневного проката, никогда не работала (и вряд ли будет) работать система туров полноценных постановок мюзиклов. Это обусловлено не только географическим фактором, но и полным отсутствием инфраструктуры наряду с низкой покупательской способностью населения.

Пока государство будет вести такую политику в отношении культуры, пока оно не начнет стимулировать частные инициативы, пока за наши с вами налоги будет создаваться ширпотреб, пока в центре столицы будут показывать шоу на потеху одному человеку, пока рынок не станет привлекательным для инвесторов, спонсоров, частных продюсеров и других специалистов, нас ждет сплошное болото, в которое мы погружаемся с наступлением сезона 2018/2019.
Таким был сезон 2017-2018 в мюзиклах России.
Что будет дальше — покажет время и расскажем мы.
Made on
Tilda